07 Февраль 2014
Игра в демпинг. Проигрывают все

Трендом на рынке тарного стекла в 2014 году, по мнению экспертов, будет демпинг. Прошлый год выдался для отрасли крайне сложным. Фактор, оказавший значительное влияние на рынок — снижение объёмов производимого в стране крепкого алкоголя и пива вследствие новых норм госрегулирования. По итогам 2013 года более чем на 20% снизилось производство водки, а объёмы производства пива по разным оценкам упали более чем на 30%. В европейской части страны производственные мощности превышают потребности внутреннего рынка как минимум на 40 % — 24 млрд бутылок против 14,5 млрд. Предприятия стекольной промышленности работают, по сути, на склад.

 

«Скорее всего, производители пива уже не вернутся на уровень продаж, какой у них был раньше, да и ликеро-водочные заводы едва ли получат прежние цифры производства, — комментирует ситуацию на рынке коммерческий директор ОАО «Новосибирский завод «Экран» Антон Мор. — Просто рынок приспособится к новой реальности. Сейчас есть явный избыток стекольных мощностей,которые рынку не нужны». Уже на начало года 6 миллионов невостребованных пивных бутылок хранилось на складах завода «Экран».

По мнению экспертов, появление еще одного игрока на сибирском рынке тарного стекла ситуацию только обострит. К концу текущего года ООО «Объединенные стекольные заводы —Новосибирск», входящее в группу ЧСЗиК,планирует запустить завод по производству 664 млн бутылок в год.Инвестиции в проект составят почти 5,6 млрд руб.

«Достаточно открыть любую статистику, и будет понятно, что в России идет перепроизводство стекла, и неважно,где будет открыт завод, в любой точке России – везде будет перепроизводство» –делится мнением директор торгового дома «СеверскСтекло» Сергей Жолнеров.

Сегодня ситуацию на стекольном рынке можно охарактеризовать как «рынок заказчика», а это значит только одно — снижение цены конечной продукции.В ситуации давления со стороны клиента при всех прочих равных условиях производства и качества на первый план выходит стоимость, и единственный вариант, к которому останется прибегнуть игрокам рынка – демпинг. Как правило,это метод тех, кто на рынок заходит — других инструментов закрепиться у них просто нет. Уплотнение же конкурентного поля «игру в демпинг» разгонит еще больше.

Директор компании «Новоформ»,крупного в Сибири поставщика формокомплектов для стеклотары, Владимир Каминский: «В европейской части России перепроизводство стеклотары –это факт очевидный, и это же наблюдается в нашем регионе. Берите Стеклотех, Омск, заводы, которые близко расположены к Уралу, например, Машга, Селовер, Факел, Экран, Северский стекольный завод – у всех просто сумасшедшие остатки на складах. Поэтому вводить какие-то дополнительные производственные мощности для производства стеклотары не виж уникакого смысла. Более того, это может привести к нездоровой конкуренции,которая называется демпинг. А это по существу никому не нужно. Потому что демпинг — это по определению война слабых».

Безусловно,на ценовые войны, которые будут идти на рынке, можно не обращать внимания, если в конечном итоге это не скажется на людях, а зависимость здесь прямая. «Игра в демпинг» всегда приводит к выбыванию как минимум одного игрока. В случае с сибирским регионом — «Северскстекло» уже не игрок, а значит, остаются двое, одному из которых также придётся уйти.

«Предположим, что этот новый стекольный завод составит сильную конкуренцию заводу «Экран», — размышляет Владимир Каминский. – «Экран» в силу каких-то причин прекратит свою работу. И его место на рынке займет новый завод. Ну, а в плане социальной ответственности администрации это что дает? На новом заводе появится несколько сот рабочих мест, но ведь будет потеряна та тысяча рабочих мест, которая уже есть на заводе «Экран». А дальше — как это отразится на налогах, которые собирает наша область, на занятости? Как это отразится на тех людях, которые уже работают на «Экране» и кормят свои семьи? С ними что будет? Создадим 500 новых рабочих мест, но потеряем тысячу существующих».

«Игра в демпинг» — это игра по принуждению. В неё никто играть не хочет, но вынуждены: одни, чтобы на рынок выйти, другие, чтобы на рынке остаться. Но главное даже не это — главное то, что проигрывают все. Возможно,лучше и не начинать.

 

Автор: Иван Швец, АЦ «Эксперт-Сибирь», 06.02.2014