08 Октябрь 2015
Город чистый, как стекло

Генеральный директор ОАО «Новосибирский завод «Экран» Павел Бобошик рассказал, как привести к общему знаменателю экономику и экологию, рассмотрев проблему через призму стеклянной бутылки.


Выгода очевидна
По оценке Павла Бобошика, ежегодно на новосибирские свалки свозят 300-360 млн штук стеклобутылок. Из них обратно на переплавку поступают не более 20%. Использованную стеклотару и стеклобой – до 100 тыс. тонн в год – готовы принимать на заводе «Экран». Зачем?
Оптимальное соотношение шихты (смеси исходных материалов – песка, соды, доломита и др.) и стеклобоя для изготовления стекломассы – 40 на 60%. К данному показателю приближаются в западных странах. Однако в настоящее время стеклобой составляет всего 15-20% в общей массе: потребности «Экрана» во вторичном сырье компании-поставщики не удовлетворяют. Температура плавления стеклобоя ниже, чем шихты, поэтому печь выгорает медленнее, то есть ресурс ее работы продляется, что для завода более чем актуально.
Напомним, в начале текущего года на промплощадке «Экрана» завершили капитальный ремонт стекловаренной печи №5 (он обошелся в 120 млн рублей): в результате суточная производительность установки увеличилась на 45 тонн. В сентябре объявили о начале реконструкции печи №2 (за 500 млн рублей) – с целью поднять ее производительность на 80 тонн в сутки.
Доля стеклобоя в производстве тарного стекла может достигать и 90%.
– В этом случае процесс стекловарения, например, при выпуске зеленой бутылки, будет происходить при 1 320°, – поясняет Павел Бобошик. – Сейчас стекломассу на «Экране» варят при 1 560°. И мы регулируем температуру в варочном бассейне печи в зависимости от объемов вторсырья. Каждые 10% стеклобоя позволят сократить энергозатраты на 2,3-2,5%.
Предприятие сэкономит и на закупке природного минерального сырья, заместив его стеклобоем. К слову, сырье, в том числе дефицитную кальцинированную соду, сюда привозят из центральной части России. Специалисты подсчитали, что 1 млн бутылок эквивалентен 300 тоннам кварцевого песка и 100 тоннам соды.
Таким образом, использование стеклобоя в достаточном количестве приведет к удешевлению себестоимости производства. Для «Экрана» преимущества очевидны, для общества тоже:
– Снижая энергопотребление, мы минимизируем техногенное воздействие на окружающую среду, – перечисляет экологические выгоды Павел Бобошик. – Поскольку стекло подлежит переработке неограниченное количество раз, сокращаются темпы истощения запасов природных ресурсов, необходимых для его изготовления. Стекло создает угрозу возникновения лесных пожаров: практически не разлагаясь в естественных условиях оно действует как линза – солнечный луч, упав на него, может привести к возгоранию. Собирая стеклобой, мы уменьшаем объем неутилизируемых отходов, которые складируют на полигонах ТБО.

Отходы – в доходы
– О том, что экологические проблемы являются глобальными, говорят на всех уровнях, но помочь нам решить их на местах не могут или не хотят, – разводит руками Павел Бобошик. – В Новосибирске, к сожалению, системы сбора стеклотары сегодня нет. Мы обсуждали это с представителями мэрии, но нам ответили, что мы ведем речь о проблемах частного бизнеса, мол, сами ими и занимайтесь.
Понять, почему чиновники пришли к таким выводам иностранцу-Бобошику трудно. В стекольной отрасли он работает без малого 30 лет и знает массу примеров, когда органы местного самоуправления и частные предприниматели находили компромисс интересов и превращали мусор в деньги. Правда, не в России, а в Европе, где на повторную переработку поступает до 90% ненужной стеклотары.
– Рядом с Прагой есть небольшой городок с населением примерно 20 тыс. человек, – рассказывает Павел Бобошик. – В жилых кварталах там размещены контейнеры: зеленые – для цветного стекла, белые – для бесцветного, желтые – для пластика, синие – для бумаги, черные – для не утилизируемых отходов. Содержимое этих баков собирает частная компания по заказу муниципалитета. С продажи отходов городской бюджет получает дополнительно около 1,2 млн евро в год – это чистая прибыль после расчета с оператором.
По словам Павла Бобошика, для всех успешных схем утилизации стеклотары, применяемых за рубежом, характерны два фактора: поддержка населения и простота участия.
– Наличие специальных контейнеров для раздельного сбора мусора – это замечательно, и в качестве пробной меры кое-где в Новосибирске они установлены (проект компаний «Балтика» и «Тайгер-Сибирь» – Ред.), – продолжает он. – Но куда важнее другое – убедить людей использовать их по назначению.
Таким образом, без мощной агитации эта мера не принесет ожидаемого эффекта. Чтобы сортировка отходов стала неотъемлемой частью бытовой культуры, необходима государственная пропаганда, формирующая сознательное отношение граждан к этому вопросу.
– В 90-х годах такую pr-кампанию запустили в Чехии, – приводит пример гендиректор «Экрана». – Сначала все думали, что ничего не выйдет, однако уже через полтора года мусор сортировали 70% семей. Причем принудили их к этому собственные дети, которые стали следить, куда родители выкидывают бутылки и банки.
К слову, во многих европейских государствах уроки экологического просвещения включены в школьную программу. О важности переработки вторсырья рассказывают в начальных классах – так у учеников формируют экологические навыки в расчете, что они повлияют на поведение пап и мам.

От частного к общему
На «Экране» же решили повлиять на экологическую сознательность новосибирцев. Для этого на заводе инициировали проект «Чистоту – городу, стеклу – вторую жизнь!».
Проект стартовал в день проведения общегородского субботника в апреле 2015 года, когда по инициативе предприятия в Центральном округе прошла экологическая акция «Чистоту – городу, стеклу – вторую жизнь!». Завод «Экран» изготовил яркие стикеры, которые наклеили на пакеты из капрона, предназначенные для мусора. Участников субботника призывали складывать в них выброшенную стеклотару (банки, бутылки, флаконы и т.д.) и битое стекло. Мешки со стеклотарой по окончании уборки увезли сотрудники завода.
В рамках выставки достижений народного хозяйства «Люди дела», состоявшейся в День города, формат проекта изменили. Чтобы привлечь внимание новосибирцев к проблеме раздельного сбора бытовых отходов, им предложили посоревноваться в поисках выхода из лабиринта для пластиковой бутылки, алюминиевой банки, тетрапака и стеклянной бутылки, на «финише» отправив упаковку в специально определенную для нее урну. Таким образом, участники состязания могли убедиться, что сортировать мусор – это просто. Тем из них, кто справились с заданием быстрее всех, вручали призы – майки и бейсболки с логотипом «Экрана». А презентационные буклеты, помимо общих сведений о заводе, содержали информацию о том, где можно сдать использованную стеклотару.
– Пункт приема стеклотары открыт у проходной «Экрана», – напоминает Павел Бобошик. – За месяц там собирают 10-12 тонн бутылок и банок из цветного и бесцветного стекла, но только в день заводу необходимы 100-120 тонн, а в месяц примерно 5 000 тонн стеклобоя.
Впрочем, цена бывших в употреблении бутылок – максимум по полтора рубля – вряд ли сможет мотивировать новосибирцев относить их в пункт приема. А повышать расценки не оправданно, поскольку новая бутылка стоит всего 3,5 рубля. Так что экология – категория не рыночная.
– Вовлекать горожан в экологическую деятельность при помощи материальных стимулов не получается, – констатирует Павел Бобошик. – Необходимо развивать сознательность населения, работать на идеологическом уровне. Тем более, экология сегодня в тренде. Люди хотят готовить из натуральных продуктов, носить одежду из натуральных тканей, пользоваться натуральной косметикой. Мы желаем «взять милостей от природы» ничего не сделав взамен. Это тупиковый путь. Чтобы прийти к экологическому благополучию, надо организовать свой быт – для начала, правильно выбрасывать мусор.

Арина РОДИОНОВА

Кстати
За последнее десятилетие объемы утилизации ненужной стеклотары сократились восьмикратно. В настоящее время правительство Российской Федерации разработало перечень отходов, запрещенных к захоронению. Руководство «Экрана» обратилось в Минприроды России с предложением включить в этот список стекло.

Источник: НДН.Инфо