15 сентября 2008
ProМенеджер сентябрь 2008 ОАО «Завод «Экран»

Сегодня ОАО «Завод «Экран» по праву считается крупнейшим предприятием по производству стеклянной тары в Восточной части России. Трудно поверить, что в 2005 году оно находилось в нелегком положении. За прошедшие три года новому руководству удалось быстро вывести завод из кризиса и начать его интенсивное развитие.

Корреспондент журнала «ProManager» обратился к директору по экономике и финансам предприятия Курмашеву Владиславу Борисовичу, чтобы понять, каким должно быть эффективное управление на предприятии, каким должен быть хороший управленец, а так же выяснить, чем сейчас живет завод.

Корр.: Владислав Борисович, вы пришли на завод в 2005 году в команде генерального директора Бальцевича Антона Яновича. В то время завод переживал не лучшие времена, но новая команда топ-менеджеров общими усилиями не только вывела завод из кризиса, но и приступила к реализации проекта модернизации и увеличения производственных мощностей. Расскажите, какая управленческая линия позволила лично вам наиболее полно реализовать свой потенциал – в ситуации выведения предприятия из кризиса либо в ситуации активного развития предприятия?

В. Б.: Обе ситуации позволили мне проявить себя по-разному. В ситуации кризиса это был полностью авторитарный стиль управления, с жестким контролем выполнения поставленных задач. Сейчас, когда большинство стоящих перед предприятием задач приобрели созидательный характер, сформирована команда творческих людей, компетентных специалистов в своей области — в первую очередь, руководителей отделов, задача которых — оптимизировать свою локальную функцию. Каждый из них работает по собственноручно разработанному плану, мое личное участие заключается в расстановке приоритетов, взаимному согласованию и увязке планов различных служб, координации, контролю исполнения планов и мотивации руководителей.

Корр.: Что вам помогает в принятии сложных решений – коллеги, интуиция, теория вероятности? В. Б.: Знания, логика и опыт. Интуицией также пользуюсь, но для меня это скорее дополнительный фактор проверки правильности решений. Корр.: Какие задачи стоят сегодня перед вашим предприятием?

В. Б.: В настоящий момент происходит трансформация «Экрана» из среднего регионального предприятия в крупное предприятие федерального уровня, что и определяет задачи, которые мы перед собой ставим. И это не только и не столько строительство новых мощностей, но также изменение качества работы предприятия во всех существенных аспектах. На «Заводе «Экран» разработан и реализуется ряд программ по оптимизации отдельных управленческих функций и повышению качества продукции.

Корр.: Каковы планы Вашей компании относительно присутствия на российском рынке стеклянной тары?

В. Б.: В соответствии с планами развития предприятия к середине 2009 года мощности «Экрана» увеличатся до 1 млрд. ед. условной стеклотары, что составляет около 35% емкости целевого рынка (Сибирь, Дальний Восток, северный Казахстан), или около 7% общероссийского рынка.

Корр.: Как осуществляется контроль качества Вашей продукции?

В. Б.: До недавнего времени контроль качества был только визуальный, в этом году на трех машинолиниях запущено инспекционное оборудование, что позволит элиминировать человеческий фактор в процессе контроля качества. Кроме того, на предприятии разработана программа мероприятий по повышению качества продукции, в дальнейшем планируется сертифицировать предприятие по системе ISO.

Корр.: В чем секрет успешного управления предприятием? Как выстроена на «Заводе «Экран» эффективная система управления?

В. Б.: На мой взгляд, секрет успешного управления предприятием достаточно прост: все функции и процессы предприятия, в особенности управленческие, должны быть выстроены правильно или оптимально, а не так, как они «сложились» или «устоялись». «Правильное» управление не является каким-либо ноу-хау. Экономика и финансы – хоть и прикладная, но наука, и здесь действуют определенные законы и правила, о которых написано множество книг, и которым учат практически в любом ВУЗе. Все, что надо управленцу – выстраивать работу в соответствии с этими правилами, а не пытаться «изобрести велосипед» вопреки им. Другой вопрос – место финансово-экономической функции в управлении предприятием. С одной стороны, экономисты не создают стоимость, этим занимаются коммерческие, технические, производственные службы. В этом смысле финансово-экономическая функция, казалось бы, становится второстепенной, обслуживающей, а экономисты – не более чем статисты, обрабатывающие бухгалтерские данные. С другой стороны, если истинные цели управления состоят не в том, чтобы произвести и/или продать продукцию, а в увеличении стоимости предприятия и обеспечении достаточной ликвидности, финансово-экономическая функция приобретает приоритетное значение и она должна присутствовать в каждом бизнес-процессе и при принятии каждого решения. Именно такую интерактивную функцию мы и выстраиваем на «Экране».

Юрий Марков