В уходящем году на заводе «Экран» (крупнейшем производителе стеклотары в Сибири, входящем в состав холдинга РАТМ) произошло несколько ключевых изменений, в том числе кадровых перестановок. Антона Бальцевича на посту генерального директора сменил СЕРГЕЙ СКОРОМКИН, ранее возглавлявший компанию «Балтика-Новосибирск». В эксклюзивном интервью он рассказал корреспонденту «КС» АЛЕКСАНДРЕ ЗЕНКОВОЙ о первых месяцах работы в новой должности, об итогах деятельности завода «Экран» в уходящем году и о перспективах развития предприятия.
— Сергей Глебович, почему вы приняли решение прийти работать на «Экран»?
— Предложение рассмотреть вариант работы в должности генерального директора завода «Экран» поступило вскоре после того, как я оставил пост директора компании «Балтика-Новосибирск». Это предложение заинтересовало меня: я увидел большой потенциал этого предприятия. Он выражается прежде всего в перспективе создания современного конкурентоспособного бизнеса, который характеризуется прозрачностью процессов оперативного влияния, взаимоотношений с клиентами и партнерами.
Я увидел обширное поле для внедрения того опыта, который я получил, проработав 15 лет в «Балтике» — компании с европейским капиталом, где уровень всех бизнес-процессов на порядок выше, чем мы сегодня имеем на заводе «Экран». Кроме того, мне, как и любому человеку, хотелось лишний раз доказать, что я чего-то стою и способен поднять бизнес на следующий уровень, обучить менеджмент работать по европейским стандартам.
— То, что вы ранее работали на предприятии, которое выступает в роли заказчика стеклотары, помогает во взаимодействии с вашими нынешними потребителями?
— Да, опыт работы в европейской компании бесценен. Я хорошо знаком с этим рынком, потому что прошел все стадии работы в компании: и техническую составляющую, и технологическую, и частично коммерческую службу. В работе сегодня помогают и установленные за эти годы личные взаимоотношения — ведь имидж руководителя влияет и на имидж предприятия в целом.
— Какие задачи перед вами поставил совет директоров?
— Основная задача — сделать бизнес прозрачным и управляемым, начиная с отдельных подразделений и заканчивая конечным результатом по заводу. Этот процесс необходимо выстраивать исходя из определения ключевых показателей по подразделениям и оценки их эффективности. До этого момента перед руководством завода «Экран» стояли несколько другие задачи. Но рынок требует их пересмотра. Раньше завод «Экран» был единственным производителем стеклотары за Уралом. Однако в 2008 году открылся небольшой стеклотарный завод в Томской области, а в августе этого года были запущены производственные мощности Омского стекольного завода, входящего в ГК «Русь Стекло». Привлекательность стекольного рынка Сибири для инвесторов очевидна: суммарный объем производственных мощностей трех заводов региона составляет порядка 1 млрд штук стеклоизделий в год, тогда как емкость рынка — более 2 млрд штук.
Исторически сложилось так, что поставки стеклотары на наш целевой рынок осуществляются и из европейской части, где сосредоточены основные игроки стеклотарного рынка России и уровень конкуренции, соответственно, на порядок выше. У завода «Экран» есть неоспоримое преимущество: находясь в третьем логистическом центре России, мы в полной мере используем развитую железнодорожную и автомобильную инфраструктуру. Но в условиях жесткой конкуренции логистический фактор может рассматриваться только в совокупности с другими конкурентными преимуществами. Поэтому вторая задача, стоящая перед предприятием, — это повышение качества продукции. В этом году в компании «Балтика», доля заказов которой составляет 40% от объемов нашего производства, 2011 год объявлен годом безопасности продукта.
Стекло — достаточно опасная упаковка, и условия со стороны клиента ужесточаются. Высоки требования транснациональных компаний не только к качеству продукции, но и к сервису обслуживания, условиям поставок. Соответственно, чтобы быть в рынке, мы должны предпринять ряд мер, которые гарантировали бы высокий уровень качества поставок.
Другая приоритетная задача на 2011 год — формирование на заводе европейской системы менеджмента. Нам необходимо построить бизнес-систему и повышать эффективность всех процессов, максимально исключив риски, связанные с человеческим фактором.
— Как вы оцениваете положение дел на предприятии, которое недавно приняли в управление?
— Начнем с положительных сторон. Мы имеем «живое» предприятие, которое ежедневно выпускает около 1,5 млн единиц стеклотары. Соответственно, завод «Экран» имеет стабильный доход. Есть укомплектованный штат профессионалов, что позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.
Теперь что касается отрицательных сторон и рисковых факторов. Когда я пришел сюда, было ощущение, будто я вернулся в 1995 год. Например, при нормальной структуре бизнеса соотношение рабочих, которые производят продукцию, и административного персонала должно быть максимум 85 к 15. Сегодня это соотношение примерно 30 к 70.
На заводе «Экран» отсутствует целенаправленная программа обучения менеджмента. Для меня это показатель того, что предприятие остановилось на каком-то уровне развития: если мы не вкладываем деньги в менеджмент, то завтра ни к чему не придем. Поэтому сейчас очень мало крупных предприятий, не практикующих обучение управленческих кадров. Один из основных отрицательных факторов — большой кредитный портфель, который возник за период реализации инвестиционного проекта по запуску пятой печи. Запуск состоялся в июне 2010 года, и теперь можно с уверенностью сказать, что со временем мы оптимизируем и минимизируем кредиторскую задолженность. Но основная, на мой взгляд, проблема завода «Экран» — это отсутствие стратегического планирования.
Да, пока все получается, но я не вижу за этим слаженной работы коллектива, следования ранее разработанной стратегии. Продукт просто востребован на рынке. Однако на сегодня мало быть профессиональным стекловаром — надо быть еще и хорошим менеджером.
— С чего вы начали на заводе?
— Сейчас формируется программа по улучшению показателей работы предприятия, мы ищем понимание некоторых направлений работы подразделений, проводим изменения организационной структуры и оптимизацию как общего количества сотрудников, так и ключевых позиций менеджмента.
В «Балтике» у меня был большой опыт набора кадров с нуля, и я могу гордиться тем, что замена выбранных мною людей случалась крайне редко. Для меня не существует понятий «одна команда» и «другая команда», для меня все сотрудники одинаковы. Я считаю, что если люди не справляются, значит, неправильно поставлены задачи. И если сотрудники готовы меняться в зависимости от поставленных задач, они будут эффективно работать. В планах также выстроить внутренние коммуникации между подразделениями и расставить приоритеты, чтобы люди знали, что от них требуется. Это переход на нормальный европейский уровень ведения бизнеса.
— Уже можно подвести предварительные производственные и финансовые итоги 2010 года на заводе «Экран»?
— Экономический кризис отодвинул реализацию проекта по производству коричневого стекла на два года и существенно повлиял на финансовые показатели компании, в том числе и на своевременный возврат кредитного портфеля. Поэтому основная задача, которая стояла перед руководством завода в 2010 году, — запустить пятую печь и тем самым увеличить объем производства и реализации на 60-70%. Эта задача была выполнена, и в июне состоялся розжиг пятой стекловаренной печи, ориентированной на производство коричневой тары. Выход на рынок темного стекла, на мой взгляд, прошел довольно удачно. Мы расширили территорию поставок не только в сторону Дальнего Востока, но и на европейской части России. Появились новые клиенты: «Балтика-Челябинск», «Балтика-Дербес» (Алма-Ата), «Эфес Караганда», «Аян» (Абакан), «Томское пиво». Финансовые показатели имеют положительную динамику по сравнению с 2009 годом. Прибыль возросла, но, к сожалению, с учетом резкого увеличения объемов производства, оборотных средств не хватает, чтобы иметь какие-то сырьевые запасы и рассматривать инвестиционные проекты. Эта задача стоит на 2011 год.
— Каковы планы на будущий год? Заложено ли в перспективе строительство новых печей?
— Мы пересмотрели финансовую модель производства: ранее планировалось вывести из эксплуатации третью и четвертую печи, но потом было принято решение провести их капитальный ремонт. Это позволит в 2011 году сохранить объемы производства на уровне 2010 года с приростом 10Д20%. Сегодня мы ведем диалоги с несколькими банками об инвестировании в запуск новой, шестой печи, которая позволит увеличить объем производства еще на 50%. Банк «Зенит», Промсвязьбанк, Ханты-Мансийский банк — вот те банки, с которыми мы провели переговоры и ждем положительных решений.
— Ходят слухи о том, что РАТМу, возможно, придется подыскать соинвестора для «Экрана», чтобы группа могла рассчитаться с долгами. Так ли это?
— Если говорить о соинвесторе, мы рассматриваем только один вариант — инвестиции в строительство шестой печи. У нас открыты двери для инвестора, который готов вкладывать в развитие предприятия. Что касается продления кредитной линии, то кредитный комитет Сибирского банка Сбербанка России принял по этому вопросу положительное решение. Наш бизнес прозрачен, мы можем показать, какие контракты уже подписаны на следующий год. Мы платим налоги и заработную плату, за нами стоит 800 человек штата. Я считаю, что необходимо подождать, сделать реструктуризацию, и затраты будут компенсированы. Это доказано и финансовой моделью производства, и нашими показателями.