04 октября 2011
ОАО «Завод «Экран»: классика и модерн менеджмента

Классическое определение инвестиций — это вложения денежных средств с целью получения прибыли. Часто добавляют – «долгосрочные вложения». Делятся они на финансовые (покупка акций и других ценных бумаг) и реальные, и имеют две важных характеристики — риск и доходность.

Причем чаще всего, чем выше риск, тем выше доходность. Что мы видим сейчас? Кризис вроде бы закончился, но стабильности нет. Крайняя нестабильность на финансовых рынках давно уже интересна только профессиональным спекулянтам. При этом деньги не должны лежать, они должны работать, ведь самый большой риск, как говорят японцы, это когда ты вообще не принимаешь никаких решений.
Поэтому в нынешней ситуации на первый план выходят решения по поиску места приложения инвестиций, которые не вписываются, или не совсем вписываются в классические подходы. В условиях неопределенного будущего во многих отраслях их не трудно найти. Не единственным, но характерным примером такой «инвестиционной точки», вполне можно считать Новосибирский завод «Экран».
В 2010 году здесь был реализован инвестиционный проект по запуску новой производственной линии. Благодаря этому завод увеличил свои мощности на 60 процентов и стал за Уралом единственным производителем коричневой стеклотары. Инвестиционный проект реализовывался во время кризиса, казалось бы, в самое неудобное, неправильное время. Тем не менее, он полностью себя оправдал. По словам генерального директора предприятия Сергея Скоромкина, летний сезон показал, что даже при таком значительном расширении производства, «Экран» не может стопроцентно обеспечить имеющийся спрос. «Наш коммерческий отдел, собирал заказов на 60 млн бутылок в месяц, — говорит он. — Мы же при полной загрузки мощностей способны производить лишь 45».
«Предпочтения при этом, — уточняет коммерческий директор предприятия Антон Мор, — тем клиентам, с которыми мы давно работаем и кто доказал свою надежность. А также те, с кем заключены долгосрочные договора. Клиентов, конечно же не хотелось бы терять, поэтому руководством завода и ставится задача дальнейшего расширения производства».
Сегодня первым делом необходимо запустить очередной инвестиционный проект по строительству шестой стекловаренной печи. Идет активный поиск инвесторов. На предприятие уже приезжали представители немецкой и чешской компаний. Работу предполагается начать в следующем году и закончить в 2013-м.
Почему «Экран» как точка приложения инвестиций не очень вписывается в привычные представления. Инвестиции в предприятие являются высокодоходными, но практически не имеют рисков. Очень трудно их назвать и чересчур долгосрочными. В первую очередь это объясняется ситуацией на рынке. Сегодня «Экран» является крупнейшим производителем стеклянной тары высокого качества на всей азиатской территории России. Ее потребители есть и в Челябинске и во Владивостоке.
Активно «Экран» осваивает и среднеазиатские рынки, здесь у него также практически нет конкурентов. Прежде всего это объясняется логистическими причинами, уникальным географическим положением Новосибирска, как крупнейшего в регионе транспортно-логистического узла. Это преимущество второе.
Третий фактор – сами отрасли, на которую работает предприятие, ликеро-водочная и пивоваренная. Говорят, что кризис меньше всего бьет по производству продуктов питания. Пиво, ликеро-водочные изделия для России – это больше, чем продукты питания и при росте экономике и при самом глубоком кризисе (и в радости и в печали). Таков российский менталитет, таковы наши климатические условиях (за плюс 30 летом и за минус 30 зимой).
Ну и наконец, четвертое. В отличие от многих других отраслей у производителей стеклотары очень хорошо просматриваются перспективы. На государственном уровне уже принято решение о запрете с середины следующего года использования вторичной стеклотары. Сегодня в той же пивоваренной промышленности «вторичка» занимает 40 процентов, иными словами спрос на продукцию стекольных заводов в 2012-м резко возрастет, чуть ли не в два раза. Не за горами и запрет розлива напитков в ПЭТ-бутылки. (В Казахстане они уже запрещены). В развитых странах уже давно говорят о кластерах, о территориально-отраслевых группах взаимосвязанных компаний, включая поставщиков сырья, оборудования, комплектующих, специализированных услуг и т. д. По идее инвестиции в одно предприятие должны тянуть за собой инвестиции по цепочке во все предприятия группы. Однако до кластеров мы еще не доросли.
«Вы сильно удивитесь, — улыбается Сергей Скоромкин, — когда узнаете, что песок для своего производства мы возим из Ульяновской области. Я не верю, что в нашей области или в соседних сибирских регионах нет такого песка. Однако пока в этом направлении дальше геолого-разведочных работ не идет».
По другим позициям еще хуже. Оборудование для стекольной промышленности можно покупать только в Чехии, Германии или Италии. В России никто не может производить даже качественные огнеупоры и бакоры для стекловаренных печей. Производят огнеупоры в Подольске, но служат они не дольше восьми лет, соответственно таков и срок службы печи. Печь же, скажем, с французскими огнеупорами может проработать и все 15. Это ли не поле для инвестиций. Можно даже ничего не изобретать, в Китае, например, давно освоено производство огнеупоров по французской технологии.
— Сергей Глебович, — спрашиваю генерального директора, — а почему бы вам самим не заняться той же сырьевой базой?
— Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом, тем, что он лучше знает и что у него лучше получается. Это классика капиталистического способа производства.
Здесь стоит отметить, что в последний год на предприятии практически полностью сменился менеджмент. Пришли люди, работавших в крупных российских, иностранных компаниях, в их числе и Сергей Скоромкин и Антон Мор. Сегодня они выстраивают управление по классическим образцам, устраняя дублирующие функции, серьезно занимаясь обучением персонала и выстраивая работающую систему его мотивации.
Также классически, как видим, руководство завода подходит и бизнесу. На предприятии, например, практически нет своего транспорта, потому что это дело транспортных компаний. По большому счету не только сырье, но даже проблема инвестиций — это не дело предприятия, оно не должно отвлекать на это свои оборотные средства. Это, как на Западе, должно быть задачей инвестиционных компаний. Тем более, что, как в случае с «Экраном», ситуация для инвестиций настолько выигрышна и прозрачна.